Почему мы выделили этих учащихся? Потому что именно для них трудны многие учебные ситуации, избежать которых чаще всего не удается. Об этих ситуациях мы уже рассказывали. Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаясь к требованиям обучения. Иначе неизбежны неудачи, конфликты с окружающими. Можно даже сказать, что самые яркие особенности слабых и инертных учеников находятся в противоречии с наиболее очевидными, часто встречающимися требованиями обучения. Поскольку перестройка способов учебной деятельности особенно актуальна для этих категорий учащихся, на их примере мы и разберем, как может учитель помочь слабым и инертным сформировать свой индивидуальный стиль деятельности.
Чтобы эта помощь стала возможна, прежде всего нужно знать сильные, положительные стороны проявлений природных свойств.


Как мы уже отмечали, преимущества учащихся со слабой нервной системой проявляются в ситуациях, требующих однообразных, монотонных действий. Психологи В. И. Рождественская и И.А.Левочкина [ Рождественская В. И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М., 1972. — Т. VII.] экспериментально установили, что различия между испытуемыми по силе нервной системы оказывают определенное влияние на продуктивность выполнения несложной, но однообразной умственной работы. Людям с более сильной нервной системой труднее дается выполнение такой работы, они делают больше ошибок. Однообразная работа вызывает у них специфическое состояние, которое подобно утомлению и сопровождается субъективными чувствами усталости, вялости, сонливости. Оно получило название «состояние монотонии». Лица со слабой нервной системой менее подвержены возникновению этого состояния.
В школе детям нередко приходится выполнять однообразную работу: решать однотипные задачи, выполнять многие упражнения по русскому языку, заполнять контурную карту по географии или истории и пр. Такие задания охотно, легко и успешно выполняют ученики со слабой нервной системой.
Кроме того, они эффективно и с удовольствием действуют по шаблону, алгоритму, единой схеме. М.К.Акимова |1] установила, что в экспериментальных ситуациях, требующих решения логических задач по предоставленному алгоритму, «слабые» испытуемые быстрее и с меньшим числом ошибок справляются с работой, чем сильные.
«Слабые» любят работать вдумчиво, обстоятельно, поэтому для них желательны ситуации, в которых требуется выполнять действия шаг за шагом, последовательно, планомерно, когда расписаны каждый этап и их очередность. Таких ситуаций немало в учебной деятельности. Вообще саму учебную деятельность многие педагоги и психологи склонны рассматривать и строить как деятельность по шаблону, по образцу, задаваемому учителем. Так, известная психологическая система П.Я.Гальперина, о которой мы уже говорили, предполагает полную и совершенную алгоритмизацию учебной деятельности. Наверное, если бы эта система была внедрена в школу, ученики со слабой нервной системой получили бы прекрасные возможности раскрыть свои преимущества.
Существуют такие учебные задания и ситуации, когда школьник вынужден придерживаться разработанной схемы. Так бывает, например, в математике при упрощении сложных алгебраических выражений путем последовательного применения ряда формул. Мы нередко наблюдали, как трудно выполнить это задание ученикам с сильной нервной системой. Несмотря на владение необходимыми формулами, они пропускали отдельные операции, меняли последовательность преобразований, «не замечали» некоторых выражений и алгебраических знаков и т.д. Зато ученики со слабой нервной системой поражали аккуратностью и точностью выполнения преобразований.
«Слабые» испытывают потребность в планировании предстоя-шей деятельности, за счет чего, как показывают исследования, им удается оптимально организовать ее и рассчитать свои силы таким образом, чтобы их хватило на всю работу. Они предпочитают составлять планы в письменной форме — на неделю, месяц, четверть. Нередко планируется следующий день, по часам расписываются занятия, развлечения, встречи. Планы используются этими учениками как средства внешнего управления деятельностью и позволяют им справиться с большим объемом работы не хуже, а иногда и лучше, чем сильным. Поэтому учащиеся со слабой нервной системой успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки.
За счет тщательной подготовительной работы они самостоятельно устанавливают более глубокие связи и отношения внутри учебного материала, лучше усваивают содержание школьных дисциплин и обнаруживают свои преимущества в тех случаях, когда требуется знание предмета сверх школьной программы. Отчасти это достигается путем систематизации знаний. Классифицирование, категоризация, поиск системности и связей приносит ребенку со слабой нервной системой интеллектуальное удовлетворение.
При экспериментальном исследовании особенностей решения логических задач нами было замечено, что испытуемые со слабой нервной системой стремятся упорядочить, расклассифицировать условия задач и обнаруживают при этом большое искусство и изобретательность. Если же им не дать такой возможности, они не справятся с решением. Систематизация материала — важное условие успеха в выполнении некоторых работ, в том числе и учебной деятельности. Поэтому (как мы уже писали) собственно усвоение знаний ближе природным особенностям «слабых».
При ответе и при усвоении материала «слабые» предпочитают использовать внешние опоры, разнообразные виды наглядного изображения — графики, схемы, рисунки, диаграммы, таблицы. Если учитель требует наглядного изображения, например условий задачи, они обнаруживают свое преимущество перед учениками с сильной нервной системой.
И наконец, «слабые» склонны к тщательному контролю выполнения учебных заданий и к проверке полученных результатов. Если им предоставляется такая возможность, они допускают меньше ошибок, чем «сильные».
Подчеркнем еще раз, что систематизация усвоенного материала, работа по образцу, проверка выполненной работы относятся к необходимым учебным действиям. В зависимости оттого, насколько привычны они для школьника, легко ли и правильно он их выполняет, находится и успешность его учебной деятельности в целом. Склонность, готовность и умение осуществлять эти учебные действия зависят не только от методики обучения, особенностей личности учителя, активности и самостоятельности учащихся, но и от природных особеностей, точнее, от характеристики силы—слабости нервной системы. Слабость нервной системы благоприятствует правильному выполнению перечисленных учебных действий и, следовательно, успешному усвоению знаний. А усвоение знаний и формирование навыков, как известно, составляют внутреннее содержание процесса обучения.
Зато внешние условия учебной деятельности, организация обучения, методы преподавания часто ставят ученика со слабой нервной системой в трудное положение. Не исключено, что обеспечение нормальных условий работы в классе, учет педагогом индивидуальных особенностей учеников, применение адекватных методических приемов обучения будут выгодны именно слабым по нейродинамическим особенностям учащимся.
Рассмотрим теперь, какими положительными сторонами оборачивается для школьников инертность нервной системы, в каких учебных ситуациях они проявляются.
Первое, на что нужно обратить внимание, это способность инертных учащихся работать долго, не отвлекаясь. Для них характерно медленное нарастание активности, но длительное ее сохранение. Велико значение и саморегуляции. Свойство долгого сохранения умственной активности как одного из проявлений саморегуляции человека отражается и на ходе выполнения учебной деятельности, и на уровне достижений.
Поэтому инертность, как одно из природных свойств, содержит в себе вполне определенные предпосылки для учебных успехов детей. Правда, использование этих предпосылок в огромной степени зависит от мотивации и системы личностных отноше-, ний, от умственного развития и других черт личности и условий ее окружения.
Инертные учащиеся, как и «слабые», склонны к однообразной работе, успешно справляются с нею на протяжении длительного времени. Они предпочитают иметь дело с уже освоенным, пройденным материалом.
Отчасти это объясняется тем, что у них лучше развита долговременная память, чем кратковременная. Уже по самой своей природе инертность характеризует свойство нервной системы сохранять следы раздражения. Поэтому инертность служит основой памяти, приобретения привычек, закрепления навыков, сохранения стереотипов, т.е. лежит в основе научения любого живого существа. Недаром И. П. Павлов считал инертность самым основным свойством нервной клетки.

Высокая продуктивность памяти — одна из основ усвоения знаний; а инертность — природная предпосылка высоких мнемичес-ких способностей ученика.
Достоинство инертных учащихся — присущая им высокая степень самостоятельности в выполнении учебных заданий. Они предпочитают индивидуальную, независимую от класса и учителя работу, потому что в таком случае у них есть возможность произвольно ее организовывать. Тогда им не требуется работа в заданном для всего класса темпе. Не теряя времени, они приступают к немедленному выполнению заданий и работают внимательно, не отвлекаясь. За счет правильной организации они способны сделать не меньший объем работы, чем подвижные ученики.
В индивидуальной работе инертные школьники приобретают вкус к самостоятельности и умение действовать в одиночку, рассчитывая на свои силы и способности. Это похвальная черта не только для ученика, но и для взрослого человека, способствующая саморазвитию, самовоспитанию, формированию умения без посторонней помощи приобретать знания, творчески их преобразовывать, открывать новое. Углубленная самостоятельная работа, склонность к которой имеют учащиеся с инертной нервной системой, — важный этап умственного развития, а также формирования личности.
Неторопливость, выдержка инертных оказывается необходимым качеством в определенные моменты учебного процесса. Так, на уроке обычно требуется выслушать объяснения учителя, а затем приступить к выполнению задания. Инертным это удается без труда. У них четко выражено стремление как можно полнее уяснить суть задания и способы его выполнения. Это позволяет им в процессе работы не обращаться к учителю за дополнительными разъяснениями и тем самым сэкономить время.
Итак, мы рассказали о некоторых положительных психологических проявлениях основных свойств нервной системы в учебной деятельности. Знают ли об этом дети? Конечно, чаще всего школьник воспринимает не сами неблагоприятные для обучения особенности своего психофизиологического склада, а те затруднения, которые из них вытекают. Поэтому одна из задач учителя — помочь школьнику осознать свои индивидуально-типологические особенности и научить его использовать свои преимущества и компенсировать недостатки.
Преимущества «слабых» и инертных учащихся, о которых мы рассказывали, как бы непроизвольно проявляются в их учебной деятельности. Кроме того, обнаруживаются и особенности, противодействующие школьным успехам. О них мы тоже говорили. Психологи считают, что если человек знает о своей особенности, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Конечно, чем скорее это произойдет, тем лучше.

Как преодолеть недостатки «слабому» и инертному ученику

Компенсаторные механизмы у людей, имеющих какие-то нарушения или дефекты, обычно возникают на основе их наиболее очевидных положительных качеств. Так, компенсация функции зрительного анализатора у слепого человека происходит главным образом путем гиперразвития осязания.
Подобным образом обстоит дело и с компенсацией недостатков психологических проявлений основных свойств нервной системы. Возмещение недостающих качеств и нивелирование тех, которые затрудняют деятельность, происходит чаще всего за счет преимуществ, положительных сторон нейродинамических особенностей. Наиболее ярко это видно на примере учащихся со слабой нервной системой, которые в полную меру используют свои достоинства, приспосабливаясь к разнообразным учебным ситуациям. Очевидно, их преимущества одновременно являются и их компенсаторными механизмами.
Индивидуальные варианты компенсаторных механизмов могут быть разнообразными. Рассмотрим некоторые из них.
Самый существенный недостаток слабых по свойствам нервной системы учащихся — быстрая утомляемость. Как удается им компенсировать эту черту? «Слабые» учащиеся обычно так организуют свою деятельность, чтобы делать частые перерывы для отдыха. Дома они выполняют уроки в такой последовательности, чтобы делать в первую очередь трудные, требующие много сил. В школе их быстрому утомлению в определенной мере препятствуют перс-мены между уроками. Эти ученики должны уметь лучше, чем другие, отвлекаться от умственной работы, которой они занимались, переключаться на другие виды деятельности (общение, игры, физические упражнения), чтобы хотя бы отчасти восстановить работоспособность.
Вообще «слабые» учащиеся всегда стремятся разумно организовать любую деятельность, которой они занимаются. Мы уже отмечали, что они любят планировать свои занятия, умеют соблюдать распорядок дня. Все это помогает им правильно распределить силы и за счет этого увеличивать объем и продуктивность работы.
Медленный темп умственной работы «слабые» компенсируют тщательной предварительной подготовкой (составляют своего рода изложения, развернутые планы, логические схемы). Причем делают они это независимо от того, насколько сложен и обширен изучаемый материал.
Иногда кажется, что вся эта дополнительная работа избыточна, чрезмерна. Но именно она помогает при ответе не бояться неожиданностей. Тщательность, скрупулезность подготовки, глубокий, всесторонний анализ и обдумывание материала, его систематизация не только компенсируют медленный темп умственной работы на уроке, позволяют отвечать в более быстром темпе, но и помогают «слабым» в некоторой степени уменьшить нервно-психическое напряжение, возникающее у них в ответственный момент учебной деятельности (контрольная, экзамен).
Недостаточная сосредоточенность, когда каждое непредвиденное обстоятельство отвлекает внимание, неумение полностью отвлечься от предыдущих дел и окружающей обстановки заставляют таких учащихся искать уединения для приготовления домашних уроков. Чаще всего такие школьники не способны усваивать знания в классе, на уроке и восполнить пробелы стремятся добросовестной домашней работой. Поэтому они нередко обращаются к справочной и дополнительной литературе, к энциклопедиям и словарям, что тоже способствует росту глубины и зрелости их знаний и мыслей.
Помимо названных компенсаторных приемов «слабые» пользуются усиленным контролем и проверкой. Они любят и умеют конт ролировать себя, делают это дотошно и скрупулезно и не пропус кают ошибки, возникающие из-за невнимательности.
Теперь посмотрим, какие специальные компенсаторные прием обычно используют инертные учащиеся.
Как мы уже знаем, главный их недостаток, обнаруживаемый учебной деятельности, — медленный темп работы. Как показ' В. П. Герасимов, если учитель ведет урок в высоком темпе и вызы вает отвечать инертного учащегося, тот «с ходу» дает ответ, н' неполный, не вполне продуманный, так как времени на подготовку ему не хватило. Затем после небольшой паузы он дополняет ответ. Такая практика позволяет инертному ученику не выпасть из темпа урока и выкроить недостающее для обдумывания время.
Как поступает инертный ученик, если учитель в высоком темпе предлагает задания, последовательность выполнения которых ясна (например, вопросы записаны на доске или даны в учебнике)? Он, пропустив предыдущий вопрос или задание, начинает готовить ответ на следующий вопрос или выполняет следующее задание. Эта тактика позволяет инертным учащимся выдерживать темп, задаваемый учителем и поддерживаемый всем классом. Предваряющие ответы — специальная организация деятельности, свойственная, по мнению В.П.Герасимова, только инертным, поскольку актуальная работа в высоком темпе (решение того задания, которое предлагается в данный момент) чаще всего для них оказывается непосильной.
Увеличить общую скорость и объем работы инертным учащимся позволяет сохранение равномерного темпа. Они склонны работать без ускорений, без излишней торопливости, но и без отвлечений. На такие особенности инертных впервые обратили внимание психологи, изучающие профессиональную деятельность. Как мы уже говорили, инертные ткачихи реже отвлекаются от работы, чем подвижные, и не приемлют торопливости, «рывков». Это позволяет им работать не менее продуктивно, чем подвижным.
Еще один вид компенсации относительно низких скоростных качеств инертных учеников — склонность выполнять предупредительные, превентивные действия. Этой чертой они похожи на школьников со слабой нервной системой. Превентивные действия при ответах состоят в их предварительном конструировании, в продуманности формулировок.
Подготовительная работа может относиться не только к устным ответам, но и к другим учебным действиям. Например, продуманное расположение наглядного материала (схем, таблиц, графиков) помогает увеличить темп выполнения самостоятельных письменных работ. При умелом подборе литературных источников сокращается время, необходимое для написания сочинений.
Варианты подготовительных действий, выполняемых инертными, разнообразны. Но на основе каждого из них базируются прогнозирование и планирование ожидаемой деятельности (возможных вопросов и ответов на них, типов заданий и т. п.). Это позволяет снять негативный эффект неожиданности, не переносимой инертными учащимися, дезорганизующий их деятельность.
Еще раз подчеркнем, что учителю следует помочь ученику осознать свои природные особенности, их преимущества и недостатки, которые могут обнаружиться в учении, поскольку среди неуспевающих школьников оказываются и те, кто неадекватно используют свои индивидуачьно-тппологические особенности. Неумение использовать положительные проявления своих природных нейро-динамических особенностей и компенсировать отрицательные может вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость.
Организация любой деятельности — профессиональной, спортивной или учебной — должна опираться на достоинства исполнителя, на те его качества, от которых более всего и непосредственно зависит ее успешность. К достоинствам относятся специальные знания, навыки, владение профессиональными приемами. Достоинствами могут стать и психологические проявления некоторых природных качеств, в частности основных свойств нервной системы. Нельзя, впрочем, забывать о том, что используемое здесь понятие «достоинство» достаточно условно: будет ли данный психологический признак достоинством, зависит от характера деятельности.
Почему человек в первую очередь ориентируется на положительные по отношению к данной деятельности стороны своей ней-родинамики? Почему «сильный» прежде всего использует свою психологическую выносливость, работоспособность, устойчивость, а «слабый» — восприимчивость, организованность, умение планировать и контролировать? Почему подвижный рассчитывает на свои скоростные возможности, а инертный — на длительное сохранение активности? Будучи ярко выраженными, эти качества определяют первый приспособительный успех при столкновении с соответствующими требованиями деятельности. Успех деятельности, связанный с опорой на свои природные возможности, осознается. Таким образом, человек узнает о том, какое поведение, какие способы работы для него желательны и какими механизмами они обеспечиваются. Это ярко выраженные качества, являющиеся проявлением его нейродинамических особенностей, становятся для него ведущими при выполнении деятельности.
Конечно, эти качества не могут обеспечить успеха во всех случаях, так как разнообразны требования, условия и ситуации. При разных формах учебной работы (в классе или дома), выполнении нескольких типов заданий (устный ответ или письменная контрольная), решении задач (творческих или однотипных, решаемых по известному алгоритму) от учащихся требуются многие качества, определенные психологические механизмы. При этом какие-то индивидуальные особенности могут находиться в несоответствии с некоторыми требованиями учебной деятельности. Возникают ситуации, требующие создания компенсаторных механизмов.
Итак, принципиальная позиция психологов в отношении возможностей осуществления учебной деятельности такова: все психически здоровые дети способны успешно выполнять се требования. Но одно из обязательных условий успеха заключается в следующем: каждый ученик должен осознать и использовать свои достоинства, вытекающие, прежде всего, из его психофизиологического потенциала, представленного наиболее устойчивыми чертами, а также понять и компенсировать свои недостатки. Речь, таким образом, идет о формировании индивидуального стиля учебной деятельности.
Но ведь учителя тоже неодинаковы. Каждый из них, обладая своими специфическими индивидуально-типологическими особенностями, по-своему организует процесс обучения. Посмотрим, как связан индивидуальный стиль учителя с результатами его работы.