• Пoнимaть труднoсти, с кoтoрыми стaлкивaeтся рeбeнoк при пeрexoдe в oснoвную шкoлу и, пoстeпeннo приучaя eгo к сaмoстoятeльнoсти, нe oткaзывaть рeбeнку в пoмoщи при пoдгoтoвкe к урoку, мoтивируя oткaз тeм, чтo oн ужe вырoс.
  • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
  • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
  • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
  • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
  • Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Психолого-педагогические требования к ученику, переходящему из начальной школы в пятый класс

Психологическое развитие выпускника начальной школы:

 · самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);

 · настойчивость (умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатое дело до конца);

 · инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

 · организованность;

 · сформированность культурно-гигиенических навыков;

 · волевая регуляция поведения («сила воли»);

 · рефлексия.

Интеллектуальное развитие ученика, переходящего в 5 класс:

Развитие мышления:

 · умение выделять главное и обобщать;

 · умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;

 · умение сравнивать;

 · умение рассуждать;

 · умение делать выводы;

 · умение доказывать.

 Развитие памяти:

 · умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;

 · умение организовать процесс воспроизведения;

 · умение контролировать свою память, произвольно ею управлять.

 Развитие внимания:

 · произвольность внимания;

 · устойчивость внимания в течение урока.

 Развитие речи:

 · понимание смысла изученных понятий и использовать речь как инструмент мышления;

 · использование сложных речевых конструкций;

 · связное изложение своих мыслей;

 · умение доказать свою мысль;

 · достаточный словарный запас;

 · грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).

Поведение и общение

 Общие требования, касающиеся общения:

 · умение сочувствовать и сопереживать;

 · уважение ко всем людям;

 · неагрессивность;

 · открытость в общении;

 · умение дать и принять обратную связь;

 · способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.

 Общение со сверстниками:

 · умение работать в группе, в паре;

 · умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:

 · приветливость, доброжелательность,

 · умение считаться с мнением сверстников,

 · умение отстаивать свое мнение, наличие друзей товарищей;

 · умение разрешать конфликты мирным путем.

 Общение с классным руководителем, учителями:

 · умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;

 · отсутствие боязни учителя;

 · уважение к учителю.

 Соблюдение социальных и моральных норм:

 · способность к ответственному поведению, в том числе моральная регуляция поведения;

 · понимания смысла норм и правил поведения;

 · понимание необходимости принятия правил;

 · соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.

 Отношение ученика к себе:

 · положительное восприятие себя;

 · отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);

 · способность действовать независимо;

 · умение объективно и оптимистично оценивать себя и свои возможности (позитивно-адекватная самооценка).

Мотивационная сфера ученика, переходящего в 5 класс

 1. Внутренняя мотивация должна преобладать над внешней, то есть:

 · ученику интересны изучаемые предметы;

 · ученик понимает ценность и необходимость получения знаний по предметам;

 · ученику нравится процесс получения знаний.

 2. Развит мотив самообразования (потребность самостоятельно получать знания).